Советы по езде в горной местности Дагестана

Движение в горной местности значительно отличается от обычных дорог. Перед выездом на такой участок нужно проверить автомобиль: колёса, фары, бензин и уровень масла должны быть в порядке. На горной дороге не везде есть место для остановки, поэтому нужно сделать все, чтобы путь продолжался без проблем. Важно понимать – движение постоянно меняется: смена подъема и спуска (торможение и движение в гору), постоянные повороты влево и вправо, причем, многие повороты на 1800. Эти факторы увеличивают нагрузку на тормозную систему и на колеса.

  1. Скоростной режим жизненно необходим на серпантине. Перед началом горного участка дороги ВАЖНО снизить скорость (до 3, а иногда, 2 передачи) это примерно 10-30 км/час! Горный серпантин объединяет два фактора – резкие повороты (порой, под 1800) и склон. На высокой скорости войти в такой поворот практически невозможно, инерция выбрасывает машину на встречную полосу. При этом, машины, двигающиеся по встречной полосе, наоборот, едут ближе к центру по той же причине. Если входить в повороты быстро, высока вероятность столкновения с встречными машинами или вылет с трассы.
  2. Внимание к другим участникам движения. На поворотах следите за другими машинами – не только вы можете не справиться с управлением и не рассчитать скорость. Если вы понимаете, что встречный автомобиль слишком быстро приближается к повороту – прижмитесь вправо, если нет такой возможности – снизьте скорость до поворота – пусть проедет.
  3. Торможение двигателем. На обычной трассе я редко использую такой прием, нажать на тормоз быстрее и проще. Резкие спуски в горах увеличивают нагрузку на передние колодки, поэтому тормоза может просто «не хватить» — автомобиль начинает свистеть и его по инерции несет вниз. Движение вниз по склону нужно осуществлять на пониженной скорости и использовать торможение двигателем, особенно, если спуск затяжной. Помните, если у вас механическая коробка передач то автомобиль всегда должен быть на скорости, холостой ход на спуске может привести к потере управления автомобилем. Не забывайте на затяжном спуске нельзя часто тормозить, иначе через 20 минут такой поездки вы сожжёте тормозные колодки. Если у вас автоматическая коробка передач, то после 20 минут езды старайтесь найти место чтобы дать колодкам остыть, это применимо только после затяжных спусков.
  4. В горах – дорожные знаки наши лучшие друзья. Знание предстоящих поворотов облегчает движение. Знаки всегда предупреждают о предстоящих изгибах, но вариантов углов поворотов на серпантине много. Мы пользовались навигатором больше не для определения конечной точки пути, а, чтобы видеть градус поворота дороги и направление. Так можно заранее снизить скорость и приготовиться. Нельзя расслабляться на длинных ровных участках – они будут завершаться резкими поворотами, можно не успеть сбросить скорость.
  5. Тошнота. Перед горной дорогой нужно запасаться леденцами и средствами от тошноты. Даже взрослых через час после движения по серпантину начинает тошнить, дети сдаются быстрее. Останавливаться нельзя, так что здесь стандартные методы борьбы с тошнотой: сфокусировать на одной точке, жевать мятную жвачку или конфету, не есть до начала пути.
  6. Приготовиться к безостановочной езде. Зная, что впереди горный участок дороги, нужно приготовиться к движению без остановок: сходить в туалет, достать нужное из багажника. Горные дороги «прорублены» на склонах скал, поэтому они чуть шире одной полосы. Остановка автомобиля создаст затор, поэтому нужно двигаться.
  7. Внимательность. Нахождение в горах всегда сопряжено с риском обвалов.  Многие склоны укрыты защитными сетками, перед другими стоят знаки опасного участка – здесь могут быть оползни. Водителю отвлекаться от дороги нельзя – можно пропустить поворот, так что водитель следит за камнями и препятствиями на трассе. А вот пассажир на переднем сиденье должен следить за склонами впереди на опасных участках и предупреждать, если падают камни.
  8. Не ехать по краю. Горные дороги не всегда имеют защитное ограждение. На таких «незащищенных» участках высока вероятность упасть. В такой ситуации нужно решить две проблемы: не свалиться и не наехать на встречную машину. Такие участки должен проезжать водитель, который хорошо чувствует габариты машины.
  9. Движение в дождь. Дождь – наиболее опасное явление в горах. В это время ухудшается видимость, снижается управляемость автомобиля и увеличивается риск схождения селей. Зачастую они перекрывают дорогу на несколько дней. Выдвигаясь в поселение, расположенное за узким участком серпантина, нужно быть готовым провести несколько дней в ожидании освобождения трассы. При движении в дождь нужно снизить скорость (еще больше), держать дистанцию – машина впереди в любой момент может резко затормозить из-за схода камней или потери управления.
  10. Движение в ночное время усугубляет все сложности пути. Ночью двигаться по горной трассе намного сложнее – фонарей там нет, поэтому не всегда виден край дороги и поворот. Если есть автомобиль впереди – нужно двигаться за ним и ориентироваться на его поведение – сбавлять скорость и готовиться к повороту. По фарам видно направление. Хорошо помогает навигатор, показывающий изгибы трассы. Скорость движения должна быть еще ниже.
  11. Неожиданные туманы. В горах в ущельях или на вершине горы могут скапливаться «облака» — массы воды. Поэтому на пути в солнечный и сухой день за поворотом может поджидать туман и сырость. В таких условиях меняется характеристика покрытия –дорога становится скользкой, управляемость снижается. Чаще всего туман может вас застигнуть по дороге в Кубачи и Куруш. Но это совсем не значит, что в других горных районах Дагестана это природное явление встречается реже. Если вы собрались в путь, зная что по дороге вас ожидает туман, чего мы не советуем делать, то будет не лишним прочитать рекомендации МЧС при тумане.
  12. Животные на дорогах. В Дагестане, особенно в горной местности нередко можно встретить на дороге крупнорогатый скот. Заглядываясь на красоты гор не забывайте про дорогу, сбить крупное животное чревато не только тяжелыми последствиями для автомобиля, но и для тех кто в нём находится.
  13. Новичкам ездить по горному серпантину нельзя! Горная дорога требует повышенного внимания. В то же время, горы – очень красивый пейзаж, постоянно привлекающий внимание. Внимание водителя должно быть сконцентрировано на других участниках движения и особенностях дороги. К тому же, нужно постоянно «прислушиваться» к машине: работают ли тормоза, не тянет ли машину в сторону. Неопытный водитель может пропустить важный сигнал или отвлечься на красоты вокруг.

В заключении можно сказать, что горная дорога – очень красивая, интересная, но опасная. Можно выделить главные требования к водителю и управлению автомобилем: внимательность к дороге, другим участникам, пониженная передача и использование торможения двигателем на затяжных спусках, а также, готовность к резкой смене условий видимости и характеристик дорожного покрытия. Бонусом для вас, мы собрали основные дорожные знаки которые вы можете встретить в горах Дагестана.

Добавить комментарий

Наверх